Kamenpnz.ru

Дизайн интерьеров
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стеклянные игрушки на елку особенности история и производство

Стеклянные игрушки на елку: особенности, история и производство

  1. История появления
  2. Как делают?
  3. Производители

Стеклянные игрушки на елку – это своеобразная классика. С советских времен именно фигурки из стекла были традиционными символами Нового года. Однако история этих игрушек и особенности их производства оставались малоизвестными. Позднее, когда хрупкие стеклянные шары сменили пластиковые игрушки, это и вовсе стало никому не интересно. Сейчас стеклянные елочные украшения переживают второе рождение, и многие хотят знать историю возникновения этих чудесных игрушек.

История появления

Стеклянные елочные игрушки впервые появились в Германии, в городке Лауша, в XIX веке. Стеклянное яблоко, прародитель всех следующих поколений новогодних игрушек из стекла, было создано в тысяча восемьсот сорок восьмом году. Такая форма игрушки была выбрана не случайно: год выдался неурожайным, и сметливые ремесленники выдули партию стеклянных фруктов, которые были мгновенно раскуплены. Это и положило начало серийному производству.

В том же самом 1848 году было открыто производство стеклянных елочных украшений в Российской империи. Завод был расположен в городе Клин Московской области. Предприятие просуществовало довольно длительное время, производя эксклюзивные новогодние игрушки, пока во время Великой Отечественной войны не оказалось практически полностью разрушенным. Восстановить его удалось только в пятидесятых годах благодаря местным жителям.

Как делают?

Эти хрупкие произведения искусства – стеклянные игрушки на елку – производят вручную. Это придает им особенную ценность и прелесть, сохраняя человеческое тепло мастера, изготовившего такую красоту.

Изготовление подразделяется на четыре основных этапа:

  • собственно выдувание игрушки;
  • её серебрение;
  • покраска и роспись;
  • обрезание «хвостика».

На первом этапе стеклодув выдувает игрушку из разогретой до тысячи градусов заготовки. Заготовка – это стеклянная трубочка около полуметра длиной. Выдуваются украшения силой легких мастера, никакая специальная техника здесь не используется. Проще всего изготовить простой шар, сложнее – формовые или фигурные украшения.

Полученное на первом этапе изделие еще не является новогодней игрушкой в полном смысле этого слова. Это всего лишь прозрачная фигурка, которой необходимо остыть, чтобы пройти остальные этапы, следующим из которых является серебрение. Его суть заключается в том, что в «полуфабрикат» игрушки вливают особый раствор, в состав которого входят серебро, аммиак и простая дистиллированная вода. Далее заготовку обмакивают в кипяток и аккуратно встряхивают, чтобы серебро равномерно покрыло стенки фигурки. После этого изделие покрывают слоем однотонной краски и оставляют сушиться.

Третьим этапом является роспись игрушки. Конечно, все операции, и эту в том числе, делают вручную. Фигурки простой формы при покраске можно просто обмакнуть в ёмкость с краской. Более сложные изделия, например, Щелкунчика, домик, сосульки различной формы, игрушки в виде животных (зайчик, сова, ежик) окрашивают с помощью распылителя.

Что касается нанесения рисунка, узора, то здесь допускается только ручная роспись. В этом случае, несмотря на все мастерство художника, сложно найти две полностью одинаковые фигурки. Именно эта уникальность и придает стеклянным игрушкам такую ценность.

Финальный четвертый этап изготовления состоит из одной несложной операции. Это обрезание «хвостика» игрушки – остатка трубочки, из которой и было выполнено изделие. Потом к готовым фигуркам крепят петельку, упаковывают и отправляют в магазины, где эти красивые «кусочки праздника» ждут своего покупателя.

Производители

Конечно, фабрик по производству стеклянных новогодних украшений не так уж и мало. Перечислять все нет никакой необходимости, достаточно упомянуть о двух, история которых насчитывает не один десяток лет.

  • Старейшей в России считается фабрика, расположенная в городе Клин. Именно там впервые в середине XIX века были произведены елочные украшения из стекла. Произошло это по инициативе князя Александра Меншикова, который и открыл в городе маленькое производство. Научившиеся на заводе местные жители впоследствии стали работать на себя, открыв небольшие мастерские при своих домах.

Сейчас это фабрика «Ёлочка», работа на которой считается в городе престижной. Продукция фабрики отличается высоким качеством и соответствием всем международным стандартам. Ее можно встретить на рождественских ярмарках многих стран мира. Недаром история этого производства насчитывает почти два века, за это время вся технология изготовления была доведена до совершенства, что признают покупатели не только в России, но и за рубежом.

  • Еще один «ветеран» стеклодувного дела – фабрика «Ариель». Создана она была позднее «Ёлочки», но качеством своей продукции ей не уступает. Кроме того, это предприятие – одно из любимых мест проведения экскурсий. За день по заводу проходит не меньше шестнадцати групп, что говорит о неподдельном интересе к этому давнему искусству.

Продукция этого предприятия также обладает прекрасными декоративными свойствами, покрытие качественное, оно долго держится и не осыпается. Краски яркие, сочные, стойкие. Недаром в свое время именно эта фабрика получала спецзаказ на производство игрушек из Соединенных Штатов Америки. Необходимо было изобразить на шарах президента Барака Обаму.

Художники решили, что визитная карточка президента (широкая улыбка) будет как нельзя более кстати, и изобразили его именно таким, широко улыбающимся. Однако заказчики посчитали, что Обама слишком весел и нужно придать ему немного строгости. В результате в США улетели шары со сдержанно улыбающимся Обамой, а нашим мастерам на память остался тот, что сиял открытой улыбкой.

Подробный рассказ о производстве елочных украшений – в видео ниже.

Белладжо – мировая столица ёлочных игрушек на озере Комо

В провинции Комо на одноименном озере расположена мировая столица рождественских украшений – город Белладжо ( Bellagio ). Здесь изготавливаются самые красивые в мире шары для новогодних елок, купить их можно круглый год.

Когда в Италии наступает католическое рождество (24-25 декабря), дом за домом, семья за семьей, все приступают к украшению собственных новогодних елей, символа этого волшебного праздника. И конечно каждый хочет нарядить свою елку как можно более ярче и богаче, и многие используют для этого различные оригинальные игрушки, продающиеся на рождественских ярмарках. Любителям же уникальных вещей, созданных мастерами вручную из необычных материалов, прямая дорога в Белладжо, знаменитый поселок в провинции Комо.

Ведь там сохранились древние традиции производства дутого стекла, из которого и изготавливаются всевозможные рождественские украшения.

Истоки традиции

По сравнению с другими европейскими странами, традиция украшать на Рождество елку в Италию пришла довольно поздно: в католических странах основным символом Рождества всегда был вертеп (изображение сцены рождения Христа), а в протестантских наряжать елку начали сразу после второй мировой войны. В Италию рынок елочных украшений пришел в 40-х годах вместе с немецким предпринимателем Карлом Бекером, перебравшимся в страну вместе со своей фирмой «Флорида». Карл занимался производством искусственных елей, при этом вступил в выгодное сотрудничество со стеклодувными заводами, находившимися на тот момент в глубоком кризисе, и потому с легкостью отказавшимися от производства стекла для кухни и бутылок в пользу стеклянных елочных украшений. Успех не заставил себя долго ждать, и уже в 50-х годах значительная часть производства шла на экспорт в Америку. Со временем предприятие лишь расширилось и увеличило разнообразие изготавливаемых украшений. До сих пор каждый год, особенно в предрождественский период с сентября по ноябрь, жители Белладжо трудятся не покладая рук, чтобы создать самые красивые в мире елочные украшения.

Особенности изготовления ёлочных игрушек

Производственный процесс предполагает, кроме вдохновения и фантазии художника, использование технологии «дутого стекла». Это означает, что мастер для начала разогревает стекло до пластичного «полужидкого» состояния, а затем при помощи специальной трубки и своих легких надувает его, придавая при этом желаемую форму. Все заготовки серебрятся по древней технологии венецианских зеркал, после чего на них вручную наносятся изображения остролиста, свечей, новогодних елок, комет, колоколов, а еще сказочных персонажей или героев фильмов. Например, в 50-е годы большой популярностью пользовались Питер Пен и Плуто, а в 60-е – Чарли Браун, Битлз и Розовая Пантера.

Побывать в Белладжо стоит не только и даже не столько, чтобы насладиться историческими и природными красотами, сколько чтобы погрузиться в атмосферу и традиции минувшего: историческое и художественное наследие возможно оценить в Башне Искусств (www.torredelleartibellagio.com) по адресу Salita Plinio 21. Именно здесь простым горожанам открывается мир прекрасного, в любой его форме: регулярно организовываются разнообразные интересные выставки, показы, конкурсы, встречи и т.д. Сейчас, например, с 21 декабря по 6 января, проходит характерная рождественская выставка «Творчество Белладжо: выставка рождественских елок».

Читать еще:  Плюсы и минусы имитации бруса из лиственницы

Где продаются лучшие в мире елочные игрушки?

La Sava – одна из самых успешных в Белладжо стеклодувных художественных мастерских.

Она была основана в 1973 году синьором Брамбилла и его дочерью Аннализой, и уже в течение 40 лет здесь изготавливают изысканные и удивительные изделия из стекла для самых взыскательных клиентов. Слава мастерской не ограничивается национальными границами, она пересекла даже океан: в Америке за год продается от 300 до 400 тысяч единиц фирменной продукции.

Также во время прогулки по городу вам бросится в глаза эффектная витрина I VETRI DI BELLAGIO «Стеклянные изделия Белладжо» — магазина, в котором продаются произведения местных мастеров, расписанные вручную, в том числе и ювелирные украшения из стекла. Расположен магазин по адресу: Via Garibaldi, 41/60, Bellagio, Como

ИИ прогнозирует задержки на железных дорогах

Ученые из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (UIUC) использовали реальные данные Британских железных дорог и модель искусственного интеллекта, чтобы лучше прогнозировать задержки в железнодорожных сетях. Результаты исследования представлены на Международной конференции IEEE 2020 по интеллектуальным транспортным системам.

За последние 20 лет количество пассажиров, путешествующих по британской железнодорожной сети, почти удвоилось и составило 1,7 миллиарда ежегодно. Очевидно, жители Великобритании полагаются на железнодорожное сообщение и задержки в движении могут нарушить планы многих.

«Мы хотели изучить эту проблему, используя наш опыт работы с графовыми нейронными сетями», — объясняет Хай Тран, член факультета аэрокосмической инженерии UIUC. — Это особый класс моделей искусственного интеллекта, которые фокусируются на данных, представленных в графовых областях».

Графовая нейронная сеть (англ. Graph Neural Network, GNN) — тип нейронной сети, которая напрямую работает со структурой графа. Типичным применением GNN является классификация узлов. Концепция графовой нейронной сети была впервые предложена в 2009 году в работе, которая расширила существующие нейронные сети для обработки данных, представленных в графовых областях.

Граф — это структура данных, состоящая из двух компонентов: вершин и ребер. Граф G описывается множеством вершин (узлов) V и ребер E.

Использование GNN позволяет работать с данными графов, без предварительной обработки. Такой подход позволяет сохранить топологические отношения между узлами графа.

Ученые применили модель свёрточной сети с пространственно-временным графом для прогнозирования задержек в пределах одной из самых нагруженных частей британской железнодорожной сети.

«По сравнению с другими статистическими моделями, эта модель превосходит всех в плане прогнозирования задержек до 60 минут», — подчеркивает Тран.

На Международной конференции IEEE 2020 по интеллектуальным транспортным системам было представлено исследование «Прогнозирование задержек на железных дорогах с помощью свёрточных сетей с пространственно-временным графом», написанное Джейкобом С.В. Хеглундом, Панукорном Талеонгпонгом, Саймоном Ху и Хай Т. Траном.

Портрет: Российские новогодние игрушки от фабрики «Елочка»

На старейшей в стране фабрике елочной игрушки в Клину красоту из стекла до сих пор создают вручную

Фабрика « Елочка », выпускающая елочные игрушки больше века, в своем нынешнем виде была создана в советское время. Но артели, на базе которых сформировалось предприятие, существовали в этом районе еще до революции.

Сам стекольный промысел в Клинском районе ведет свою историю с 1848 году, когда наследники знаменитого сподвижника Петра I Александра Меньшикова устроили у себя в имении стекольный завод. Предприятие просуществовало не очень долго, но искусство обращения со стеклом успело прижиться у местных крестьян. Те начали кустарно делать популярные в народе стеклянные бусы и другие украшения, а затем перешли и на елочную игрушку. Хотя до революции стеклянные украшения для елки были дороги и считались роскошью.

На фото: цеха клинского производства елочной игрушки

Фабрика новогодних игрушек “Елочка” работает круглый год. Большую его часть — в спокойной режиме « про запас » . « Горячий сезон » начинается на предприятии в ноябре и заканчивается в январе. В эти месяцы фабрика открыта для экскурсий.

Сегодня здесь делают только стеклянные игрушки. В сложные времена в СССР переходили на производство украшений для елки из папье-маше или картона. У многих из нас еще остались все эти пингвины, петушки и лисички. Но сейчас навык их производства утрачен. А выпускать пластмассовые игрушки бессмысленно — ими и так завалены прилавки всех магазинов.

Рождение елочных игрушек в стеклодувном цехе
Мастер нагревает заготовку из медицинского стекла с помощью газовой горелки и делит на несколько частей. Обычно из одной заготовки получается две-три игрушки.

Затем каждую часть нагревают до полного размягчения и придают ей форму. Эта операция — одна из самых сложных во всем цикле и требует от мастера виртуозного владения дыханием. Например, шарик нужно сформировать за один выдох, иначе идеальной сферы не получится.

Клинские игрушки более сложной конфигурации — зайчиков, снегурочек или шишки — делают с помощью металлических форм, в которые помещают размягченную стеклянную заготовку. Разумеется, все тоже делается за один выдох. Такие формы — самая большая ценность предприятия. Сегодня их изготовление доверяют только одному мастеру, которого охраняют, как большой военный секрет.

На этом этапе каждая клинская игрушка еще имеет по два технических « усика » — остатки стеклянной заготовки. Один обычно удаляют сразу или закручивают в петельку. Второй убирают только в самом конце, на финальной сборке. А до этого он будет помогать мастерам окрашивать и расписывать игрушку.

Стеклодув — профессия сложная и тяжелая. За день мастер может изготовить не более 200 игрушек. Многие работники со временем переходят на другие участки производства, например, на сборку.

Сегодня на фабрике новогодней игрушке “Елочка” работает около двухсот человек. Подавляющее большинство — женщины. Мужчин, как и во многих других сферах, отпугивают не самые высокие зарплаты.

Хрупкая сказка

Кто сегодня диктует елочную моду?

Владимир Симанович: Мы стараемся это делать сами. Кроме того, бываем на январской выставке во Франкфурте-на-Майне. Следим за тем, как меняется мода, в основном, это, конечно, цветовые гаммы. Необычные цвета, которые появляются в Европе, у нас становятся модными через год-два. И полностью нашим покупателем они не усваиваются, потому что наш Новый год и Новый год в странах Европы и Америки сильно отличается по традиции украшения. Там в приоритете цвет и форма, а наша игрушка рассчитана на восприятие детей. В течение года ассортимент обновляется на 15-20 процентов, мы отсеиваем старый и запускаем новый.

Время и современные технологии как-то отражаются на елочных украшениях?

Владимир Симанович: Конечно. К примеру, у нас есть елочная игрушка — мобильный телефон. Он, конечно, скромный, его нельзя повторить таким, как выглядит современный смартфон. Мы, как предприятие народно-художественного промысла, придерживаемся идей истории и культуры. Поэтому нас больше интересуют персонажи из сказок. Очень хотелось бы повторить те добрые фигурки, которые были в Советском Союзе, когда каждая республика имела свою девушку в национальном костюме, но это уже другая эпоха.

Ваши цены на игрушки кусаются, в магазине посмотришь на красивое, но дорогое украшение, и с тоской возьмешь пластик за 100 рублей.

Владимир Симанович: Мы выпускаем игрушку для покупателя со средним достатком. Наша игрушка не является дорогой и конкурировать с серьезными производителями, где игрушка может стоит три-пять тысяч, мы не пытаемся. Наша цена игрушки в среднем (в зависимости от формы) стоит около 200 рублей. Но это отпускные цены фабрики. Нам, действительно, многие звонят и возмущаются: как же так, мы в Москве пришли в магазин, а ваша игрушка 500 рублей стоит! И, в самом деле, многие люди не могут позволить себе купить нашу игрушку. К сожалению, мы не можем никому диктовать — с какой наценкой торговать. У себя в магазинах мы продаем игрушки с минимальной наценкой.

Читать еще:  Виниловый сайдинг Альта Профиль

Кто ваши мировые конкуренты?

Владимир Симанович: Вы удивитесь, но на сегодня самый серьезный и крупный конкурент — Украина. Она пока остается легкодоступным производителем для наших поставщиков. Китай много лет производил в основном пластик, и только лет десять назад, когда Европа перевела туда свое производство и построила там относительно современные заводы по производству елочной игрушки из стекла, Китай укрепился на этом рынке. Сейчас эта страна производит довольно большие объемы, в том числе и по заказу европейских компаний. Но цены подросли, китайская игрушка из стекла заметно подорожала. Поэтому из Китая стали везти ее меньше.

Почему пластиковая игрушка такая не живая?

Владимир Симанович: Пластик со стеклом даже сравнивать некорректно. Он тяжелый, вешаешь его на елку — ветки опускаются. К тому же на часть вопроса вы уже ответили: пластик, действительно, не живой. Пластиковая игрушка никогда не будет такой расписной, как стеклянная. Кроме того, мы относимся к народным промыслам, и обязательным условием этого статуса является прохождение двух советов, которые утверждают художественную ценность игрушки. Вот когда эти два совета игрушку утвердили, мы начинаем ее выпускать.

Предновогодние дни — время корпоративов. У вас можно, к примеру, заказать шары с портретом главного редактора?

Владимир Симанович: Заказы бывают, но их мало, где-то 10-15 процентов от всего производства. В основном компании хотят видеть на игрушке свой логотип, такие заказы мы выполняем. Портреты очень трудно нарисовать. У нас как-то был заказ на шары с портретами министров, он так и не состоялся. Депутатов и президентов мировых держав мы совершенно точно не рисуем (смеется).

История елочной игрушки в России

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

Стеклянные игрушки

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

  • Нукнус, кукем и мучал: работы дагестанских ювелиров в приложении Artefact
  • Раёк, медвежья комедия и другие дореволюционные развлечения
  • История филимоновской игрушки

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.

Картонаж

В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.

Особенности национальной ёлки

Новогодняя выставка в Музее истории Томска

Новый год в нашей стране праздник особенный — долгожданный, любимый, можно сказать, выстраданный. И новогодние игрушки у нас не простые — они несут на себе отпечаток своего времени, отпечаток нашей истории, нашего советского и постсоветского прошлого.

Выставка “Особенности национальной ёлки” в Музее истории Томска

Но постепенно старые новогодние игрушки уступают место новым, а новогодняя ёлочка всё чаще становится дизайнерским деревом. О том, какой была история новогодней ёлки в нашей стране, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказывает и показывает открывшаяся в Музее истории Томска выставка “Особенности национальной ёлки” и замечательный экскурсовод Дарья Шевцова.
После выхода на экраны фильма “Карнавальная ночь” с Людмилой Гурченко в главной роли на всех ёлках засверкали часики, стрелки которых застыли без пяти минут до наступления Нового года…
Во второй половине 1950-х — в начале 1960-х годов на советских ёлках появились самовары и чайники, кувшинчики и кофейники, корзиночки с конфетами и даже будильники.
В 1950-е большой популярностью пользовались монтированные стеклянные игрушки. Они представляли собой соединённый стальной или медной проволокой стеклярус в виде разнообразных геометрических форм. Это были цветочные корзины, звёзды, венки, игрушки в виде простых предметов быта: стульев, столов, люстр, велосипедов и т. д. С конца 1950-х годов такие игрушки выпускались в виде спутника и ракеты.

Советская новогодняя открытка

К концу 50-х годов одной из самых популярных тем ёлочных игрушек было покорение космоса. Ёлки украшали космонавты, спутники и ракеты.
В 50-х годах ёлку стали обязательно устанавливать на площадях и в парках, в школах и детских садах, в крупных учреждениях и магазинах. Для украшения таких больших ёлок начали специально выпускать игрушки большого размера. Это были фрукты, шишки, часы, колокольчики и многое другое…
Забавными были игрушки из серии “Дети” и “Дети зимой”. Малыши, укатанные в тёплые шубы с игрушками и сладостями в руках, очень полюбились и взрослым, и детям и надолго заняли своё место на ёлке.
Особенно колоритными были игрушки разных национальностей. Русская девочка в ярком платочке, мальчик-грузин и девочка-узбечка весело улыбались с еловых ветвей.
Хрущёвская оттепель внесла значительные изменения в ёлочную моду. Появились украшения в виде сосулек.
Большинство советских людей жило в коммуналках, поэтому Новый год часто праздновали большой коммунальной семьёй — собирались всей квартирой. Также была традиция отмечать праздник трудовым коллективом в клубе или Доме культуры.
С 1957 года в Советском союзе началось масштабное жилищное строительство. Каждая семья теперь имела возможность получить своё отдельное жилье. Квартиры были маленькими, и большим новогодним красавицам здесь не было места. К тому же, они не соответствовали новому минималистичному интерьеру. Им на смену стали приходить искусственные мини-ёлки, для которых специально выпускали наборы мини-игрушек. Такие игрушки были весьма популярны и востребованы до конца 1960-х годов.
Именно 1950-е годы стали периодом расцвета новогодних открыток! Люди с радостью отправляли новогодние послания и телеграммы на красочной открытке родственникам и друзьям в другие города. Популярными были и открытки, сделанные в фотоателье.
1950-е годы стали самым ярким временем в истории новогодней ёлки и игрушки. Однако вскоре, в середине 1960-х годов производство игрушек было поставлено на поток… Ёлка стремительно менялась.
Наступала новая эпоха — эпоха “застоя”…

Читать еще:  Где в строительстве применяется вагонка

Ёлочные игрушки в массы

Новогодняя игрушка из серии “Посуда”

Со второй половины 1960-х годов производство ёлочных игрушек в СССР было поставлено на поток. Начался массовый стандартизированный выпуск ёлочной продукции в большом количестве. Игрушки становились дешёвыми и доступными, но в то же время всё менее привлекательными и душевными. Такую игрушку не жалко было разбить или сломать и легко заменить.
Одновременно с расширением производства появлялись и новые материалы — поролон и пластмасса. Ёлочные игрушки вскоре перестали быть инструментами пропаганды, с них постепенно исчезали символы советской власти. В 1980-е годы прилавки советских магазинов были завалены типовыми серийными игрушками, не отличавшимися оригинальным дизайном — шариками с золотым или серебряным напылением, разноцветными шишками, как бы осыпанными снегом, сосульками, колокольчиками.

Глинка для ёлки

Новогодняя игрушка 1960-х гг..

Исключением были только игрушки, изготовленные по методу “глинки”. Прозрачную игрушку опускали в ёмкость с глиной. Когда глина подсыхала, палочкой прорезали узор, снимая глину с тех мест, которые должны были окрашиваться. Затем игрушку покрывали цветным лаком (в нужных местах) и снимали глину. В результате получались изящные изделия из прозрачного стекла с тонким узором.
Выпускались такие игрушки в городе Высоковске Московской области всего три года: в 1973, 1976 и 1978 годах.

Дождь и мишура

К 1980 году возникла мода на мишуру и дождик, без них не обходилась ни одна новогодняя красавица.

Ёлочный прогресс

Новогодние игрушки “Шарики-фонарики” 1980-х гг..

Развитие техники принесло для ёлки и некоторые перемены к лучшему. Именно в 1970–80-е годы было выпущено большое количество разнообразных ёлочных электрогирлянд. Теперь ёлочные “лампочки” мог приобрести рядовой советский гражданин.
С 1967 года начала производиться прекрасная гирлянда “Космос”. Но особенно красивыми и по-настоящему сказочными были гирлянды-фонарики.
Традиция устраивать детские утренники и новогодние вечера для школьников осталась неизменной.

Все на ёлку!

В Томске детские новогодние праздники проводились в Театре драмы и Дворце спорта. Главной ёлкой страны с 1976 года стала считаться ёлка в Кремлёвском Дворце съездов.

Главное, чтобы костюмчик сидел!

В условиях всеобщего дефицита новогодние костюмы для детей родители мастерили самостоятельно из подручных материалов — перешивали старые платья или тюль. Украшали костюмы самыми, казалось бы, невозможными материалами: битыми ёлочными игрушками, марлей, мишурой. Все зависело от фантазии родителей.
Пожалуй, каждая девочка хоть раз была снежинкой или белочкой, а мальчик зайчиком или же Арлекино.

Дед Мороз шёл в ногу со временем

Советская новогодняя открытка

Чудеса техники не обходили стороной и Деда Мороза. В 1980-е годы его не редко можно было встретить на личном автотранспорте… Также он с радостью разъезжал по стране — посещал строителей БАМа, вручал ключи от новых квартир новосёлам и даже участвовал в модных фотосессиях.
Наступало новое десятилетие и несло за собой много нового. 1990-е годы принесли России новую ёлку.

Новогодние ёлки 1990-х гг.

На смену образцовой советской ёлке пришла ёлка постсоветская — яркая и смелая. Серьезные перемены в политической и культурной жизни страны не смогли обойти ёлку стороной. Надоевшие советские игрушки стали быстро исчезать. На их место приходили импортные украшения, большинство из которых составляли китайские изделия, хлынувшие на российский рынок в большом количестве. На смену стеклу приходила синтетика и пластмасса. Казалось, что советская ёлочная игрушка уходит в небытие…

Китайский ширпотреб

В условиях всеобщего дефицита выбор ёлочных игрушек стремительно сужался, также ухудшалось их качество, потому яркие иностранные игрушки казались куда более привлекательными. На ёлках 90-х обязательно была разноцветная мишура и дождик, а Деда Мороза не редко заменял его “заграничный товарищ” — Санта Клаус.

Ёлочная мода

Новогодний набор “Ёлка малютка”

В конце 1990-х менялся стиль ёлки. Из уютной домашней новогодней красавицы она постепенно превращалась в дизайнерское дерево для взрослых, на котором яркой пестроте не было места. Модной становилась ёлка, наряженная в “европейском” монохромном стиле “тон в тон”. Такую ёлку украшали одинаковые шары и банты серебряного и золотого цвета. Популярными также стали ёлки в минималистическом стиле, когда на дереве висело всего лишь несколько ярких шаров.
В этот период зародилась и мода на ёлки с цветной искусственной хвоей — синей, серебряной, красной, золотой…
Такие ёлки ставили в основном в публичных местах — в офисах, ресторанах, магазинах. Прежние советские игрушки в такой стиль совсем не вписывались ни по внешнему виду, ни по содержанию… Однако мода на такую лаконичную ёлку была короткой — скоро они стали надоедать.

Детский праздник — Новый год!

Популярная новогодняя игрушка 1960-х гг..

А вот традиция устраивать новогодние утренники в школах и детских садах осталась неизменной. Новый год по-прежнему был любимым детским праздником.
Новогодние открытки также не вышли из моды. Перед праздником в почтовом ящике обязательно ждал привет от друзей или родственников.

Возвращение новогодней игрушки

Только на рубеже 1990–2000-х годов начался возврат к отечественным традициям празднования. Возрождалось и ёлочно-игрушечное производство в России. Игрушки снова изготавливали и расписывали вручную. В начале 2000-х стали выпускать шары из серии “Новогодняя Россия”, расписанные вручную изображениями русских зимних пейзажей.
Множество событий, больших и малых, радостных и печальных пронес на себе XX век. Многие из них могли унести Новый год и ёлку на задворки истории… Но они остались с нами, пережив все перипетии прошлого. Они менялись и наполнялись новым смыслом, но всё так же, из года в год, несут радость и счастье детям и взрослым…
Предновогодняя уборка,
И вечер с множеством затей,
И обязательная ёлка
В домах, где даже нет детей.
И я сочувствую сегодня
Друзьям, обиженным судьбой,
Всем тем, кто в вечер новогодний
Не видит елки пред собой.
Вокруг свечи сияет венчик.
И тишина. И сладко всем.
А старый год всё меньше, меньше…
И вот уж нет его совсем.
И мы волненье ощущаем,
У года стоя на краю,
Хотя который год встречаем
Мы Новый год за жизнь свою.
Сухим снежком, морозцем вея,
Он к нам на празднество идет.
Но с каждым годом все новее,
Наш добрый гость, наш Новый год.

Константин Ваншенкин
Все материалы любезно предоставлены сотрудниками Музея истории Томска.
Автор: Ирина Лугачёва

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector